При разработке грузового транспорта для разных целей была сконструирована и автоцистерна. Этот автомобиль стал выпускаться на базе грузового транспорта с железными или алюминиевыми цистернами вместо кузова.
Грузовые перевозки при помощи цистерн стали осуществляться в России в Советское время, основным их предназначением до сих пор является транспортировка жидких грузов. Сегодня при помощи цистерн перевозят:
- Жидкие продукты питания: молоко; воду; различные напитки, например, лимонады, в советское время были распространены цистерны с разливным квасом, который продавался на улицах прямо из самих цистерн; это и вино, и другие алкогольные напитки;
- Сыпучие продукты питания. Некоторые сыпучие продукты тоже перевозятся при помощи цистерн, например, сахар, сода, соль или кофе;
- Химические препараты: разного вида кислоты, например, соляная или серная кислота;
- Навалочные грузы, такие как зола, известь или цемент, иногда тоже могут провозиться цистернами, но чаще их трансфер осуществляется другими видами транспорта, например, самосвалами;
- Высокотемпературные грузы тоже перевозятся цистернами, к ним можно отнести нефть, жидкий асфальт, битум и другие;
- Сжиженные газы также один из видов грузов, перевозимых цистернами. С их помощью транспортируют такие газы как гелий, азот, кислород, метан и инертные газы;
- Живой груз, в частности, живая рыба и другие морские организмы также доставляют цистернами.
Для каждого из перечисленных видов груза разработаны специальные типы цистерн, так как транзит в каждом отдельном случае имеет ряд сложностей. Цистерны модифицируются под конкретный вид вещества с учетом его свойств, даже однотипные препараты не могут перевозиться в одинаковых цистернах. Примером может послужить нефть и ее нефтепродукты, например бензин, перевозятся они в разных видах цистерн. Особого внимания требует перевоз живой рыбы, а молоко или алкогольные напитки нужно перевозить в цистернах со специальными покрытиями с внутренней стороны.
Так как грузов, которые перевозятся при помощи цистерн, очень много, существует большое количество их разновидностей:
- цистерны для светлых видов переработки нефтепродуктов;
- отдельно разработаны емкости для перевозки темных нефтепродуктов;
- цистерны для высокотемпературных грузов оснащены системой подогрева для поддержания нужной температуры;
- резервуары для жидких продуктов питания, молока, вин и др., имеют покрытие, препятствующее коррозии и процессу окисления;
- цистерны для агрессивных веществ;
- и для сжиженных газов;
- особые модификации цистерн предназначены для сыпучих веществ, они разработаны так, чтобы погрузка и разгрузка сыпучих грузов была удобной;
- отличаются от других видов цистерн, емкости для перевозки рыбы. Они изготавливаются из нержавеющей стали и имеют систему теплоизоляции, которая осуществляется при помощи разных видов утеплителей.
Большинство видов цистерн, вне зависимости от того, для каких грузов они предназначены, имеют некоторые типичные, общие для всех характеристики, к ним можно отнести:
- стандартная емкость практически всех цистерн составляет не менее 20 тысяч литров и не более 40 тысяч литров;
- длина стандартных цистерн колеблется от 13,7 метров до 16,1 метра;
- масса их не превышает 6 тонн;
- многие цистерны бывают с отсеками, наиболее распространены резервуары с 1 или 5 отсеками;
- все цистерны оснащены подвеской, которая бывает двух видов: рессорная или пневматическая.
Цены на трансфер груза цистернами зависят от многих факторов: от массы и объема груза в тоннах, от его типа, от проложенного маршрута, адреса доставки, а также от наличия дополнительных услуг.