В условиях бурно развивающейся промышленности буквально ежедневно возникает необходимость в транспортировке грузов, имеющих особое назначение.
Именно к такому типу и относятся наливные грузы, то есть такие грузы, которые находятся в жидком агрегатном состоянии.
Классифицироваться наливные грузы могут исходя из различных характеристик. В самом общем смысле их подразделяют на потенциально опасные грузы и неопасные. Кроме этого, подобные грузы можно разделить на следующие классы:
- нефть и продукты перегонки;
- продукты химической промышленности, к которым относят кислоты, щелочи, а также сжиженные газы;
- и жидкие продукты питания.
К перевозке жидких грузов предъявляются повышенные требования, поскольку несоблюдение правил перевозки может повлечь за собой серьезный экологический ущерб, а самое главное – человеческие жертвы.
Приступая к организации перевозки жидких грузов, необходимо поэтапно решить несколько вопросов:
- в чем будет перевозиться груз;
- как будет осуществляться процесс погрузки и разгрузки;
- персонал, привлекаемый к данной работе.
Рассмотрим каждый этап отдельно.
Емкости для перевозки наливных грузов.
Чаще всего для таких целей используются цистерны в случае транспортировки автомобильным транспортом, и танкеры, если речь идет о перевозке по воде. При этом важное значение имеют свойства перевозимого груза. Так, если продукт теряет свои качества при температурных скачках, используются изотермические цистерны. При перевозке продуктов питания, прежде всего, следует проконтролировать, удовлетворяет ли емкость всем санитарным нормам.
Условия погрузки и выгрузки.
Здесь снова следует вспомнить про физические и химические свойства перевозимых веществ. Часто при незначительном снижении температуры у продукта резко снижается текучесть, что в значительной мере затрудняет любые манипуляции с ним. В таких случаях предусматривается предварительный нагрев с обязательным контролем температуры воспламенения, температуры вспышки и предела взрываемости.
Процесс погрузки продукта и его выгрузки может претерпевать изменения в зависимости от того, где находится загрузочное отверстие в цистерне. Если оно размещено вверху, то в этом случае процесс происходит под давлением.
Работа с персоналом.
На работу в сферу жидких грузоперевозок принимаются работники со стажем работы не менее 3 лет и соответствующей квалификацией, особенно, когда речь идет об опасных грузах. Водитель, осуществляющий перевозку, проходит медицинское освидетельствование, справка о котором прикладывается в сопроводительную документацию к грузу.
Перед отправкой персонал знакомят с особенностями и характеристиками перевозимого груза. В общем случае водителю запрещается резко тормозить и быстро набирать скорость на дороге, обгонять другие машины, курить и оставлять машину и груз без присмотра.